• Приглашаем посетить наш сайт
    Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1791"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V
    Поиск  
    1. Взгляд на мою жизнь. Общие примечания. Книга 3.
    Входимость: 7. Размер: 18кб.
    2. Смерть князя Потемкина
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    3. Макогоненко Г.П.: Рядовой на Пинде воин (Поэзия Ивана Дмитриева). Часть 4.
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    4. К А. Г. Севериной
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    5. На смерть попугая
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    6. Истукан дружбы
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    7. К Климене, которая спрашивала меня
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    8. Надежда и Страх
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    9. Эпиграмма ("Мне лекарь говорил: „Нет, ни один больной...”")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    10. Эпиграмма ("Он врал — теперь не врет...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    11. Счет поцелуев
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    12. Взгляд на мою жизнь. Общие примечания. Книга 1.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    13. Я ("Умен ли я, никем еще в том не уверен")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    14. Плач матери
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    15. Приписываемое. К текущему столетию
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    16. Эпиграмма ("Поверю ль я тебе, Кощей...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    17. Взгляд на мою жизнь. Общие примечания. Книга 2.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    18. К*** о выгодах быть любовницею стихотворца
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    19. * * * ("И это человек?..")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    20. Прохожий и горлица
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    21. Эпиграмма ("Почто ты Мазона, мой друг, не прочитаешь?..")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    22. Эпиграмма ("Кто хочет, тот несчастья трусь!..")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    23. Надпись к портрету ("Глядите: вот Ефрем, домовый наш маляр!..")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    24. К лире
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    25. Надпись к статуе Юпитера. Перевод из антологии
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    26. Вяземский П. А. Известие о жизни и стихотворениях И. И. Дмитриева
    Входимость: 1. Размер: 134кб.
    27. Картина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    28. Песков А. М.: Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    29. Карикатура
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    30. Макогоненко Г.П.: Рядовой на Пинде воин (Поэзия Ивана Дмитриева). Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    31. Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. (Фрагменты)
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    32. Приписываемое. "Прелестный пол твердит: без сердца скучен свет"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    33. К Лампию, славному живописцу
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    34. Макогоненко Г.П.: Рядовой на Пинде воин (Поэзия Ивана Дмитриева). Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    35. Чужой толк
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    36. Балакин А., Велижев М.: Новые стихотворения И.И. Дмитриева.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    37. Червонец и Полушка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    38. Надпись к его же портрету
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    39. На мир с Оттоманскою Портою
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    40. "Прелестна Грация, служащая Венере"
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    41. Любовь и дружество
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    42. К младенцу
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    43. Блудову Д. Н. (30 Января 1837)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    44. Быль
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    45. Модная жена
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Взгляд на мою жизнь. Общие примечания. Книга 3.
    Входимость: 7. Размер: 18кб.
    Часть текста: дожил. 122) Иван Иванович Шувалов, род. 1727, ум, 1797. Этот знаменитый ревнитель просвещения путешествовал за границей с 1763 по 1777 год. 123) "Санктпетербургский Вестник" издавался с начала 1778 по Июль 1781 года. 124) "Собеседник" издавался в 1783-1704 годах. 125) Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, рожденная Графиня Воронцова, род. 17 Марта 1743, ум. 4 Января 1810. Она была Президентом Академии Наук с 1782, а Российской Академии с 1783 года. 126) "Фелица" написана в 1782 году, а в печати явилась в первой книжке "Собеседника" 20 Мая 1783. 127) См. выше прим. 4. 128) Павел Юрьевич Львов, литератор, писавший в последствии много и высокопарно, но без дарования. 129) Екатерина Яковлевна Державина, рожденная Бастидон, дочь Португальца, камердинера Петра III, и кормилицы Павла I. Она род. 8 Ноября 1760, ум. 15 Июля 1794, вышла, 18 Апреля 1778, за Державина, который был старше ее слишком шестнадцатью годами. И. И. Дмитриев сделался знакомцем их дома в 1790 году. 130) Державину было тогда около 47 лет, а жене его 30. 131) Державин отрешен был от должности Тамбовского Губернатора в Декабре 1788 года. 132) Граф Иван Васильевич Гудович, род. 1741, ум. 22 Января 1821, был тогда Наместником Рязанским и Тамбовским. 133) Очаков взят был Потемкиным 6 Декабря 1788. Знаменитый праздник его был дан по случаю взятия не Очакова, а Измаила, покоренного 11 Декабря 1790, то есть два года спустя. 134) Он был дан в нынешнем Таврическом Дворце, 28 Апреля 1791. Державин, (определенный Статс-Секретарем при Императрице 12 Декабря 1791) был тогда "не у дел" и написал к празднику "хоры"; самое же описание составлено им очевидно после оного. 135) Из этого ясно, что "Водопад" был сначала стихотворением, не имевшим другого предмета, кроме описаний картин природы. Поэт кончил его и приноровил к смерти Потемкина уже позже, именно в 1794 году. 136) "Водопад" дописан в 1794 году, то есть после прекращения "Московского Журнала", издававшегося Карамзиным в...
    2. Смерть князя Потемкина
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: Восстани, свыше вдохновенный, Восстани, бард, сын всех времен! Бери обвиту крепом лиру; Гласи на ней, поведай миру Печаль чувствительных сердец, Стон воинов непобедимых, В слезах среди трофеев зримых; Гласи... Потемкина конец! О, коль ужасную картину Печальный гений мне открыл! Безмолвну вижу я долину; Не слышу помаванья крыл Ни здесь, ни там любимца Флоры — Всё томно, что ни встретят взоры! Поникнул злак, ручей молчит; И тот, кого весь юг страшится, Увы! простерт на холме зрится — Простерт, главу склоня на щит! Герой — геройски умирает В виду попранных им градов И дух свой небу возвращает Средь ратников, своих сынов! Почил — и вопль вокруг раздался, И шумный глас молвы помчался Вливать в сердца печаль и страх! Синил, 1 Бендеры изумленны, Героев слыша вопль плачевный В поверженных от них стенах; Очаков, гордый и под прахом, Чудится и сомненья полн, Чтоб тот, кто был дракону страхом В степях, вертепах, среди волн, Кто рану дал ему глубоку, Был общему подвластен року! И черный Понт, надув хребет, Валит, ревет во слух Селиму, Объяту думой, нерешиму: «Воспрянь! уже Перуна нет!..» Но чьи там слышу томны лиры С Днепровых злачных берегов? Чей сладкий глас несут зефиры? То глас не смертных, но богов, -------------- 1 Древнее название Измаила. -------------- То вопиют херсонски музы: «Увы! расторглись наши узы, Любитель наш навек с тобой! Давно ль беседовал ты с нами И лиру испещрял цветами, 1 Готовясь в кроволитный бой? Давно ль Херсон, тобой украшен, Цветущ на бреге быстрых вод, Взирал с своих высоких башен На твой со славою приход? Давно ль...
    3. Макогоненко Г.П.: Рядовой на Пинде воин (Поэзия Ивана Дмитриева). Часть 4.
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: личную лирику. В этих условиях антииндивидуалистическая лирика классицизма, и ода прежде всего, катастрофически устаревала. Опыты Державина современники встретили с одобрением. Уже в 1784 году переводчик Гете О. Козодавлев приветствовал Державина в стихах. В «Письме Ломоносову 1784 года» он, отмечая заслуги Ломоносова — «бессмертных од творца», — указывал, что, необходимые в свое время, теперь оды уже вышли из моды. Появился новый поэт — мурза, указавший, что кроме пышных од. Во стихотворстве есть иной хороший род. Пиитам предлежит всегда пространно поле, Пусть выбирает всяк предмет себе по воле, Не пополняя стих пустым лишь звоном слов, С Олимпа не трудя без нужды к нам богов. До Козодавлева, в 1783 году, против од выступил Княжнин. «Правила», писал он, вынуждают авторов брать «взаймы восторг», следуя за образцами — повторяться, писать по шаблону («Вселенну становя вверх дном, отсель в страны, богаты златом, пускали свой бумажный гром»), использовать одни и те же рифмы («Они всегда Екатерину, за рифмой без ума гонясь, уподобляли райску крину»). Дмитриев, продолжая эту традицию, выступил в 1792 году против тех, кто в новых условиях продолжал следовать «правилам» и, подражая образцам, создавал риторические, холодные, «надутые», лишенные личного начала произведения. Практически Дмитриев, когда писал «Гимн восторгу», имел в виду прежде всего стихи Николева и его теоретическое сочинение «Рассуждение о стихотворстве российском». Первые стихи «Гимна восторгу» пародируют традиционное парение одописцев, мчащихся «на дерзостных крылах восторга по всем пределам света». Восторг, «взвивая» поэта, «как быстру мошку», бросает его то в «чертог Авроры», то «на хребты Кавказских льдяных гор», носит «между эфиром и землею». Взирая на землю «сквозь мерзлы облака», такой поэт не говорит, но «вещает» — «как чрево Этны, ржет, рыгает». И голос, и слова объятого восторгом поэта утрачивают естественность и простоту: «Уже не смертного то глас —...
    4. К А. Г. Севериной
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: твое понятие вперенно В систему, в правила британского творца, Который только сух для одного глупца. -------------- 1 Бывший тогда содержатель английских балов. -------------- Вся мысль и всё твое желание, чтоб сына Соделать звания достойным гражданина. О, подвиг сладостный, священный искони! Климена! увенчай ты им прекрасны дни. Кто более тебя во способах обилен? Не матери ль одной достоин сей предмет? Глас матери всегда красноречив и силен. Так, умница! храни, лелей ты нежный цвет Под собственной рукою И удобряй его .учения росою. Пекись, чтоб излиял он райский аромат, Когда желанный день созрения настанет; Да усладит твое и сердце он и взгляд И в осень дней твоих весну твою вспомянет! А ты, дитя, залог дражайший двух сердец! Живи и усугубь их счастье наконец: Будь честен, будь умен, чувствителен, незлобен, Приятен, мил, — во всем будь маменьке подобен! 1791 Примечания *20. МЖ, 1791, ч. 4, с. 253, под загл. «Письмо к ***» (в оглавлении МЖ под загл. «Письмо к Климене»), подпись: И. В изд. 1 не вошло. Северина Анна Григорьевна — жена сослуживца Дмитриева по Семеновскому полку П. И. Северина, приятельница поэта. Грёз Жан-Батист (1725—1805) — французский художник в духе сентиментализма, избирал сюжетами своих картин сцены домашней жизни. Делиль Жак (1738—1813) — французский поэт, переводчик Вергилия, автор дидактических описательных поэм «Сельские жители», «Сады». Колардо (1732—1776) — французский поэт, представитель «легкой поэзии». Торквато Тассо (1544—1595) — итальянский поэт, автор поэмы «Освобожденный...
    5. На смерть попугая
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: На смерть попугая 192. НА СМЕРТЬ ПОПУГАЯ Любезный попугай! давно ли ты болтал И тем Климену утешал! Но вот уж ты навек, увы, безгласен стал! Султан и попугай — все в мире умирает. Ах, пусть хоть чучела твоя напоминает Вралям, которые всё врут, Что также и они со испущеньем духа К отраде ближних слуха Досадные уста когда-нибудь сомкнут! 1791 Примечания 192. МЖ, 1791, ч. 2, с. 220, подпись: И. В собр. соч. не входило.
    6. Истукан дружбы
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Истукан дружбы 349. ИСТУКАН ДРУЖБЫ «Сколь счастлив тот, кто Дружбу знает! Ах, можно ль с ней сравнить Любовь! Та, я слыхала, нас терзает, Тревожит сердце, дух и кровь; А ты, о Дружба, утешаешь И, как румяная заря, Сердца в нас греешь, не сжигаешь, Счастливыми навек творя». Вчера так Лиза рассуждала (Ей отроду пятнадцать лет), Она сама еще не знала, Что есть ли сердце в ней иль нет. Пленясь прекрасною мечтою, Желает всякий час иметь Подобье Дружбы пред собою, Чтоб больше к ней благоговеть. «Сколь буду, говорит, я рада, Имея образ, Дружба, твой! В уединенном месте сада Поставлен храмик будет мной, А в храмике твой зрак священной; Я — жрицей бы его была». По сем с душою восхищенной Невинность к резчику пошла. Резчик ее представил взору Богини точный истукан Без прелестей и без убору, Вид скромной и простой ей дан. «Что вижу? — Лизонька вскричала — И тени прелестей тут нет, С какими в сердце начертала Любезной Дружбы я портрет! Постой... я зрю дитя прекрасно, Ах, это Дружество и есть! Вот бог, которым сердце страстно!» Потом, спеша его унесть, « Нашла! нашла! » — она твердила. Вотще художник ей гласил: «Ведь ты Любовь, Любовь купила!» Зефир сих слов не доносил. <1791> Примечания 349. МЖ, 1791, ч. 1, кн. 1, с. 19, подпись: И. В собр. соч. не входило.
    7. К Климене, которая спрашивала меня
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: К Климене, которая спрашивала меня 194. К КЛИМЕНЕ, КОТОРАЯ СПРАШИВАЛА МЕНЯ, МНОГО ЛИ КРАСАВИЦ ВИДЕЛ Я В КОНЦЕРТЕ Красавиц не видал, да их и не бывало; Пригожих несколько, иль очень, очень мало; Прелестной ни одной, — Но вижу я теперь ее перед собой. 1791 Примечания 194. МЖ, 1791, ч. 4, кн. 2, с. 128, подпись: И. В собр. соч. не входило.
    8. Надежда и Страх
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Надежда и Страх 350. НАДЕЖДА И СТРАХ Хотя Надежда ввек Со Страхом не дружилась, Но час такой притек, Что мысль одна родилась, Как в той, так и в другом, Какая ж мысль смешная: Оставить свой небесный дом И на землю идти пешком, Узнать — кого?.. людей желая. Но боги ведь не мы, кому их осуждать! Мы до́лжны рассуждать, Умно ли делаем, согласно ли с законом, Не нужно ль наперед зайти к кому с поклоном? А им кого просить? Все перед ними прах. Итак, Надежда захотела И тотчас полетела; Пополз за ней и Страх. Чего не делает охота! Они уж на земле. Для первыя ворота Везде отворены; Все с радостью ее встречают И величают, Как будто им даны Майорские чины. Напротив же того, ее сопутник бродит И, бедненький, нигде квартиры не находит. «Постой же! — Страх сказал. — Так, людям я назло, Нарочно к тем ворвуся силой, Которым больше мой не нравен вид унылой». Сказал и сделал так. Читатель, если не дурак, То, верно, следствий ждет чудесных Прихода сих гостей небесных, И не ошибся он. Лишь только на землю они спустились, Вдруг состояния людские пременились: Умолк несчастных стон; Смиренна нищета впервые улыбнулась, Как будто уже к ней фортуна оглянулась, А изобилие, утех житейских мать, Всечасно стало трепетать. Какая же тому причина? Мне сказывали, та, что случай иль судьбина, Пускай последняя, Надежду привела К искусну химику в убогую лачугу, А спутника ее ко Плутусову другу И дом заводчика в постой ему дала. <1791> Примечания 350. МЖ, 1791, ч. 2, кн. 1, с. 6, с подзаголовком «Притча» и подписью: И. В собр. соч. не входило. Плутос (греч. миф.) — сын Деметры, олицетворение богатства.
    9. Эпиграмма ("Мне лекарь говорил: „Нет, ни один больной...”")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: Эпиграмма ("Мне лекарь говорил: „Нет, ни один больной...”") 190. ЭПИГРАММА Мне лекарь говорил: «Нет, ни один больной Не скажет обо мне, что не доволен мной!» «Конечно, — думал я, — никто того не скажет: Смерть всякому язык привяжет». <1791> Примечания 190. МЖ, 1791, ч. 4, кн. 2, с. 127, подпись: И; изд. 1; изд. 2. Печ. по изд. 5, ч. 1, с. 68. По указанию M. H. Лонгинова, перевод из «François de Neufchateau».
    10. Эпиграмма ("Он врал — теперь не врет...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: Эпиграмма ("Он врал — теперь не врет...") 189. ЭПИГРАММА «Он врал — теперь не врет». Вот эпитафия, когда Бурун умрет. <1791> Примечания 189. МЖ, 1791, ч. 4, кн. 1, с. 13, под загл. «Эпитафия» и с подписью: И; изд. 1. Печ. по изд. 5, ч. 1, с. 69.