• Приглашаем посетить наш сайт
    Добычин (dobychin.lit-info.ru)
  • Картина

    62. КАРТИНА


    Уж ночь на Петербург спустила свой покров;
    Уже на чердаках у многих из творцов
    Погасла свечка и курилась,
    И их объятая восторгом голова
    На рифмы и слова
    Сама собой скатилась.
    Козлова ученик
    В своем уединеньи,
    Сидевший с Гением в глубоком размышленьи,
    Вдруг слышит стук и крик:
    «Где, где он? Там? А! Здесь?» — и видит пред собою
    Кого ж? — Князь Ветров шарк ногою!

    «Слуга покорнейший! а я, оставя бал,
    Заехал на часок за собственным к вам делом.
    Я слышал, в городе вас все зовут Апеллом:
    Не можете ли вы мне кистию своей
    Картину написать? да только поскорей!
    Вот содержание: Гимен, то есть бог брака,
    Не тот, что пишется у нас сапун, зевака,

    Который бы привлечь и труженика мог,—
    Гимен и с ним Амур, всегда в восторге новом,
    Веселый, миленький, и живчик одним словом,
    Взяв за руки меня, подводят по цветам,
    Разбросанным по всем местам,
    К прекрасной девушке, боготворимой мною —
    Я завтра привезу портрет ее с собою, —
    Владычица моя в пятнадцатой весне,
    Вручает розу мне;
    Вокруг нее толпой забавы, игры, смехи;
    Вдали ж, под миртами, престол любви, утехи,
    Усыпан розами и весь почти в тени
    Дерев, где ветерок заснул среди листочков...
    Да! не забыть притом и страстных голубочков —
    Вот слабый вам эскиз! Чрез два, четыре дни
    Картина, думаю, уж может быть готова;
    О благодарности ж моей теперь ни слова:
    Докажет опыт вам — прощайте!» И — исчез.
    Проходит ночь; с зарей, разлившей свет с небес,
    Художник наш за кисть — старается, трудится:
    Что ко лбу перст, то мысль родится,

    То нова красота.
    Уже творец картины
    Свершил свой труд до половины,
    Как вдруг
    Почувствовал недуг,
    И животворна кисть из слабых рук упала.
    Минута между тем желанная настала:
    Князь Ветров женится, хотя картины нет.
    Уже он райские плоды во браке жнет;
    Что день, то новый дар в возлюбленной княгине;
    Мила, божественна, при всех и наедине.
    Уж месяц брака их протек

    И Апеллесову болезнь с собой увлек.
    Благодаря судьбину,
    Искусник наш с постели встал,
    С усердьем принялся дописывать картину
    И в три дни дописал.
    Божественный талант! изящное искусство!
    Какой огонь! какое чувство!
    Но полно, поспешим мы с нею к князю в дом.
    Князь вышел в шлафроке, нахлучен колпаком,

    «Я более, — сказал, — доволен был бы вами,
    Когда бы выдумка была
    Не столь игрива, весела.
    Согласен я, она нежна, остра, прекрасна,
    Но для женатого... уж слишком любострастна!
    Не можно ли ее поправить как-нибудь?..
    Какой мороз! моя ужасно терпит грудь:
    Прощайте!» Апеллес, расставшись с сумасбродным,
    Засел картину поправлять
    С терпением, артисту сродным;
    Иное в ней стирать, иное убавлять,
    Соображался с последним князя вкусом.
    Три месяца пробыв картина под искусом,
    Представилась опять сиятельным глазам;
    Но, ах! знать, было так угодно небесам:
    Сиянье их совсем затмилось,
    И уж почти ничто в картине не годилось.
    «Возможно ль?.. Это я? —
    Вскричал супруг почти со гневом. —
    Вы сделали меня совсем уже Хоревом,1

    Здесь сущая Венера!
    Нет, не прогневайтесь, во всем должна быть мера!»
    Так о картине князь судил,
    И каждый день он в ней пороки находил.
    Чем более она висела,
    Тем более пред ним погрешностей имела,
    Тем строже перебор от князя был всему:
    Уже не взмилились и грации ему,
    Потом и одр любви, и миртовы кусточки;

    Потом и нежные слетели голубочки;
    Потом и смехи все велел закрасить он,
    А наконец, увы! вспорхнул и Купидон.

    1790

    --------------

    1 Действующее лицо в трагедии г. Сумарокова.

    --------------


    Примечания


    * 62. МЖ, 1792, ч. 8, с. 5, подпись: И; изд. 1; БиС; изд. 2; изд. 3; изд. 4.

    Козлов Гавриил Игнатьевич (1738—1791) — русский художник-портретист; писал и на исторические сюжеты.

    Апелл

    Варианты


    МЖ
    Вместо
    1-14

    В часы, исполненны толикия отрады
    Для страстныя четы и для сынов Паллады,
    В священны сумерки; безмолвьем огражден,
    Козлова ученик сидел уединен.
    Между полубогов, веками истребленных,
    Но духом творческим Пиктуры оживленных, -
    Сидел и Гения, благоговея, ждал.
    Вдруг с громом отперлась дверь с ручкою тугою,
    И вместо Гения князь Ветров шарк ногою.
    <Слуга покорнейший! Я, едучи на бал,
    Заехал по пути за собственным к вам делом...>

    После 52

    И чок да чок ее при всех и наедине,
    Как горлик с горлицей, так князь с своей женой...
    Ах, дедушка! грешно хвалиться стариной!
    Взгляните на сего счастливого супруга;
    Взгляните, бабушка, как нежная подруга
    Все пальчики его целует каждый час -
    Познайте ж, как теперь милуются у нас;
    Познайте оба и вздохните,

    Прошу вас, не браните!

    После 61

    Какая живость, тень и свет!
    Ах! это точно князь идет;
    Лишь буколь столь огромных нет...
    А это сущая княгиня!
    Она, иль Пафская богиня
    Взяв Душенькин смиренный вид,
    С стыдливой нежностью глядит...
    Вот вкруг ее и резвы Смехи!
    Вот крошечки Утехи!
    Вот и Амур, Амур точь-в-точь!
    Беги, невинность, прочь;
    Беги его лукава взгляда!..
    Иль нет! оставь свой страх пустой:
    Его ль бояться сладка яда?
    Художник рамой золотой
    С большими бусами одев свою картину.
    Принес ее с учеником
    На княжескую половину.

    МЖ,
    изд. 1

    100

    Дражайшая моя, в пятнадцатой весне,
    Прелестней Граций всех, из-за нее смотрящих,
    С смущением в глазах блестящих
    Вручает розы мне.
    Разделы сайта: