• Приглашаем посетить наш сайт
    Чулков (chulkov.lit-info.ru)
  • Чужой толк

    14. ЧУЖОЙ ТОЛК


    «Что за диковинка? лет двадцать уж прошло,
    Как мы, напрягши ум, наморщивши чело,
    Со всеусердием всё оды пишем, пишем,
    А ни себе, ни им похвал нигде не слышим!
    Ужели выдал Феб свой именной указ,
    Чтоб не дерзал никто надеяться из нас
    Быть Флакку, Рамлеру и их собратьи равным
    И столько ж, как они, во песнопеньи славным?
    Как думаешь?.. Вчера случилось мне сличать
    И их и нашу песнь: в их... нечего читать!
    Листочек, много три, а любо, как читаешь—
    Не знаю, как-то сам как будто бы летаешь!
    Судя по краткости, уверен, что они
    Писали их резвясь, а не четыре дни;
    То как бы нам не быть еще и их счастливей,
    Когда мы во сто раз прилежней, терпеливей?
    Ведь наш начнет писать, то все забавы прочь!
    Над парою стихов просиживает ночь,
    Потеет, думает, чертит и жжет бумагу;

    Что целый год сидит над одою одной!
    И подлинно уж весь приложит разум свой!
    Уж прямо самая торжественная ода!
    Я не могу сказать, какого это рода,
    Но очень полная, иная в двести строф!
    Судите ж, сколько тут хороших есть стишков!
    К тому ж, и в правилах: сперва прочтешь вступленье,
    Тут предложение, а там и заключенье —
    Точь-в-точь как говорят учены по церквам!
    Со всем тем нет читать охоты, вижу сам.
    Возьму ли, например, я оды на победы,
    Как покорили Крым, как в море гибли шведы;

    Все тут подробности сраженья нахожу,
    Где было, как, когда, — короче я скажу:
    В стихах реляция! прекрасно!.. а зеваю!
    Я, бросивши ее, другую раскрываю,
    На праздник иль на что подобное тому:
    Тут найдешь то, чего б нехитрому уму
    Не выдумать и ввек: зари багряны персты,

    Так громко, высоко!.. а нет, не веселит,
    И сердца, так сказать, ничуть не шевелит!»

    Так дедовских времен с любезной простотою
    Вчера один старик беседовал со мною.
    Я, будучи и сам товарищ тех певцов,
    Которых действию дивился он стихов,
    Смутился и не знал, как отвечать мне должно;
    Но, к счастью — ежели назвать то счастьем можно,
    Чтоб слышать и себе ужасный приговор, —
    Какой-то Аристарх с ним начал разговор.

    «На это,— он сказал,— есть многие причины;
    Не обещаюсь их открыть и половины,
    А некоторы вам охотно объявлю.
    Я сам язык богов, поэзию, люблю,
    И нашей, как и вы, утешен так же мало;
    Однако ж здесь, в Москве, толкался я, бывало,
    Меж наших Пиндаров и всех их замечал:
    Большая часть из них—лейб-гвардии капрал,
    Асессор, офицер, какой-нибудь подьячий
    Иль из кунсткамеры антик, в пыли ходячий,

    Так часто я видал, что истинно иной
    В два, в три дни рифму лишь прибрать едва успеет,
    Затем что в хлопотах досуга не имеет.
    Лишь только мысль к нему счастливая, придет,
    Вдруг било шесть часов! уже карета ждет;
    Пора в театр, а там на бал, а там к Лиону,1
    А тут и ночь... Когда ж заехать к Аполлону?
    Назавтра, лишь глаза откроет, — уж билет:
    На пробу в пять часов... Куда же? В модный свет,
    Где лирик наш и сам взял Арлекина ролю.

    --------------

    1 Бывший содержатель в Петербурге вольных маскерадов.

    --------------

    До оды ль тут? Тверди, скачи два раза к Кролю;1
    Потом опять домой: здесь холься да рядись;
    А там в спектакль, и так со днем опять простись!

    К тому ж, у древних цель была, у нас другая:
    Гораций, например, восторгом грудь питая,
    Чего желал? О! он — он брал не с высока;

    Из лавров иль из мирт, чтоб Делия сказала:
    «Он славен, чрез него и я бессмертна стала!»
    А наших многих цель — награда перстеньком,
    Нередко сто рублей иль дружество с князьком,
    Который отроду не читывал другова,
    Кроме придворного подчас месяцеслова,
    Иль похвала своих приятелей; а им
    Печатный всякий лист быть кажется святым.
    Судя ж, сколь разные и тех и наших виды,
    Наверно льзя сказать, не делая обиды
    Ретивым господам, питомцам русских муз,
    Что должен быть у них и особливый вкус
    И в сочинении лирической поэмы
    Другие способы, особые приемы;
    Какие же они, сказать вам не могу,
    А только объявлю — и, право, не солгу, —
    Как думал о стихах один стихотворитель,
    Которого трудов «Меркурий» наш, и «Зритель»,2
    И книжный магазин, и лавочки полны.
    «Мы с рифмами на свет, — он мыслил, — рождены;

    На взморье в хижину, как Демосфен, забиться,
    Читать да думать всё, и то, что вздумал сам,
    Рассказывать одним шумящим лишь волнам?
    Природа делает певца, а не ученье;
    Он не учась учен, как придет в восхищенье;
    Науки будут всё науки, а не дар;
    Потребный же запас—отвага, рифмы, жар».
    И вот как писывал поэт природный оду:
    Лишь пушек гром подаст приятну весть народу,
    Что Рымникский Алкид поляков разгромил
    Иль Ферзен их вождя Костюшку полонил,

    --------------

    1 Петербургский портной.

    2 Петербургские журналы.

    --------------

    Он тотчас за перо и разом вывел: ода!
    Потом в один присест: такого дня и года!
    «Тут как?.. Пою!..
    Не лучше ль: Даждь мне, Феб!.. Иль так: Не ты одна
    Попала под пяту, о чалмоносна Порта!
    Но что же мне прибрать к ней в рифму, кроме черта?
    Нет, нет! нехорошо; я лучше поброжу
    И воздухом себя открытым освежу».
    Пошел и на пути так в мыслях рассуждает:
    «Начало никогда певцов не устрашает;
    Что хочешь, то мели! Вот штука, как хвалить
    Героя-то придет! Не знаю, с кем сравнить?
    С Румянцевым его, иль с Грейгом, иль с Орловым?
    Как жаль, что древних я не читывал! а с новым—
    Неловко что-то всё. Да просто напишу:
    Ликуй, Герой! ликуй. Герой ты! — возглашу.
    Изрядно! Тут же что! Тут надобен восторг!
    Скажу:
    Я вижу молний блеск! Я слышу с горня света
    И то, и то... А там?.. известно: многи лета!
    Брависсимо! и план и мысли, всё уж есть!
    Да здравствует поэт! осталося присесть,
    Да только написать, да и печатать смело!»
    Бежит на свой чердак, чертит, и в шляпе дело!
    И оду уж его тисненью предают,
    И в оде уж его нам ваксу продают!
    Вот как пиндарил он, и все, ему подобны,
    Едва ли вывески надписывать способны!
    Желал бы я, чтоб Феб хотя во сне им рек:
    «Кто в громкий славою Екатеринин век
    Хвалой ему сердец других не восхищает
    И лиры сладкою слезой не орошает,
    Тот брось ее, разбей, и знай: он не поэт!»

    Да ведает же всяк по одам мой клеврет,
    Как дерзостный язык бесславил нас, ничтожил,
    Как лирикой ценил! Воспрянем! Марсий ожил!

    Надуемся, напрем, ударим, поразим!
    Напишем на него предлинную сатиру
    И оправдаем тем российску громку лиру.

    1794


    Примечания


    14. Изд. 1, с. 177; изд. 2; изд. 3; изд. 4. В изд. 1 к ст. 31 примечание автора: «Строгий сатирик, конечно, имел в виду не все, а некоторые только оды; но читатели и без сего замечания должны быть уверены, что произведения Хераскова, Державина, Петрова не в числе оных».

    Флакк Гораций (65—8 до н. э.) — см. примеч. № 8—9.

    Рамлер Карл Вильгельм (1725—1798) — немецкий поэт, переводчик древнегреческих и древнеримских авторов.

    Зари багряны персты, и райский крин, и Феб, и небеса отверсты — цитаты шаблонных образов и рифм из множества од, в частности од В. Петрова (подробнее см. во вступ. статье, с. 46).

    Аристарх — см. примеч. 13.

    Пиндар — см. примеч. № 3.

    Делия — возлюбленная поэта Горация, воспетая им в стихах.

    Как думал о стихах один стихотворитель, которого трудов «Меркурий» наш, и «Зритель»... — видимо, речь идет о поэте Н. Николеве (1758—1815). В 1791 г. он опубликовал лирическое послание к Е. Р. Дашковой — обширный трактат в стихах, в котором, опираясь на Сумарокова, защищал основы нормативной поэтики классицизма. Свои оды он печатал в журналах И. Крылова и А. Клушина «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), занимавших враждебную к Дмитриеву и Карамзину позицию. В 1792 г. Николев написал несколько од «На заключение мира с Оттоманскою Портою». Впервые Дмитриев высмеял Николева — автора торжественных од — в «Гимне восторгу» (1792). Здесь нападкам подверглись не только оды Николева, но и его теоретические рассуждения в защиту классицизма.

    Демосфен морем.

    Рымникский Алкид — Суворов А. В. (1730—1800), граф Рымникский, командовал русскими войсками в 1794 г. при взятии Варшавы.

    Ферзен И. Е. (П47—1799) — русский генерал, принимал участие в польской кампании.

    Костюшко — см. примеч. 1.

    Он тотчас за перо и разом вывел: ода. Дмитриев создает пародийный текст торжественной оды, используя стилистические и фразеологические штампы, характерные для многих поэтов-классицистов. Румянцев П. А. (1725—1796) —знаменитый русский полководец.

    Грейг С. Н. (1736—1788) и Орлов А. Г. ( Î 737—1808) командовали русским флотом во время Чесменского морского боя, в ходе которого была одержана победа над Турцией и флот ее сожжен (1770).

    Марсий (греч. миф.) — тщеславный музыкант, вызвавший на состязание самого Аполлона. Победивший Аполлон повесил Марсия и содрал с него кожу. Имя стало нарицательным для обозначения тщеславных и бездарных поэтов.

    Варианты


    Изд. 1
    После
    63

    Лишь только палец в лоб, как разом барабан

    Страшнее, нежель Феб, свою отброся лиру,
    К ружью, и ну бежать к сурову командиру!
    Другому средь его восторгов бряк приказ,
    Чтоб вымести, прибрать все комнаты тотчас;
    Тому: чтоб в тот же миг прямейшим самым трактом,
    Хотя б на гривенном, лететь с своим экстрактом;
    Иному ж: только мысль счастливая придет,
    Внезапу пять часов в Адмиралтействе быть!
    Пора в театр, а там на бал, а там к Лиону.
    Раздел сайта: